Игра на чужом поле
Их за уши трепи – безухие,
Твердят – как бел пион,
А красных жил не видят.
Мурасаки Сикибу.

Сколь хорошо и приятно вечером, после тяжелого и результативного трудового дня, отужинав и чмокнув жену в щечку, завалиться перед телевизором, на мягкий диван, с бутылочкой пива, пощелкать по каналам и убедившись, что ничего кроме «молотком в подъезде» и «в результате авиа удара» нет, запустить DVD cо старым добрым мультфильмом и оказавшись немедленно облепленным детьми (у кого сколько) задремать. Идиллическая картинка тихого семейного счастья, практически нирваны, в отдельно взятой отдельной квартире, если эта квартира есть, а остаться без нее не так уж и сложно.

Жаба – самый страшный зверь, или утраченная логика

Намедни увидел по телевизору рекламу новой газеты –«Недвижимость без посредников» - смешно, если знать что к чему, и, совсем не смешно, если не знать.
В рекламном ролике счастливую семейную пару озадаченную квартирным вопросом, окружают, материализующиеся из ниоткуда, угрюмые дяденьки с серыми лицами и в черных костюмах (MIB 3). Потом, подобно миссии, появляется газета, дяденьки лопаются и восходит солнце. Мораль: агенты – зло и нечего их кормить. Есть газета, в газете есть все.
С точки зрения арендатора или покупателя квартиры все выглядит вполне логично и удобно – дал объявление в газету и все – сиди, жди нужного звонка. Или, не давая объявления, просмотрел имеющиеся, что-нибудь подходящее да попадется, и агенту платить не надо – экономия. А как на счет точки зрения арендодателей или продавцов? - не так уж все и просто, а позвонить в агентство и проще и надежней по следующим причинам:
Причина первая - что есть газетное объявление – информация, причем информация доступная кому угодно, и возможному клиенту и посреднику и урке. Иными словами никакой конфиденциальности, а ее отсутствия недвижимость не терпит. Помните, как в отечественной новогодней сказке «Бедная Саша» девочка заманивала на квартиру воров – объявление в газете: «Куплю дом, цена до миллиона долларов». Объявление типа «Сдаю…» или «Продаю…» квартиру не менее хорошая наводка для последних.
Вторая - подать объявление в газету не трудно, но труд отнимающий личное время присутствует, и материальные затраты, как не крути, есть. Звонок же в агентство не стоит ничего и отнимает максимум пять минут, да и в последующем экономит время – не надо по сто раз рассказывать про то, что паркет был отциклеван только в прошлом году.
Третья по счету, но первая по значению – никаких пустых или криминальных звонков. Рассказать в энный раз про двери и окна – пол беды. Объяснить же слишком уверенному в своей очаровательности претенденту на Вашу жилплощадь, что торга не будет, несмотря на золотую медаль по плаванию и КМС по шашкам - нереально, да и выставить его за дверь, поверьте опыту, тяжело. Он уже приехал, квартиру посмотрел, покупать ее согласен, но только за 10, а не 35, и аргументов у него припасено - на энциклопедию хватит – пока все не выскажет не уйдет, предварительно обидевшись и пообещав проблемы. А бывают случаи и «повеселее»…
Реальная история: один мой знакомый агент сдавал квартиру клиента за 4000 долларов в месяц, хозяину квартиры было недосуг ей заниматься, отдал он ключи агенту, благо у того рекомендации были, и забыл про нее – позвони, когда брать будут, приеду. Агенту же, к слову, такой вариант идеален – сто процентный заработок плюс последующие рекомендации, соответственно и отношение к варианту. Раскидал объявления, где только возможно – встречай клиентов с улыбкой. Приехали клиенты: «Мы, тут, с братками, на месяц в Москву, так мы у тебя поживем, бесплатно, а потом уедем, и чисто никаких проблем». Агент, мой знакомый, эту ситуацию быстро решил, причем хозяин квартиры про инцидент даже не узнал, а Вы бы справились? Ведь от таких посещений не застрахованы ни сдающие эксклюзивные апартаменты, ни бабушки, живущие на средства от сдачи самой простой однокомнатной квартиры.
Четвертое - хождения по инстанциям и стояния в очередях занятие отнюдь не веселое, даже если Вы, покупатель, возьмете на себя весь груз забот, по сбору и оформлению документов, продавцу все равно необходимо будет ходить с Вами. Бумаг и справок на квартиру никто человеку с улицы не даст, а доверенность на проведение сделки купли-продажи квартиры продавец на Вас не оформит по причине вполне понятных опасений.
Да, скажете Вы, им, арендаторам с продавцами, хорошо – не им платить комиссионные в размере месячной арендной платы или расплачиваться за оформление. Сказать то скажете, но будете не правы. Убедиться в своей не правоте можете сами, это не так сложно: зайдите в любую поисковую систему Интернета и в строке поиска наберите «сдается без комиссионных», все. Поисковая система Яндекс (www.yandex.ru), например, на этот запрос выдает более 12 тысяч страниц. Ну а при продаже недвижимости интерес посредника либо уже входит в стоимость, или квартира и так уже выкуплена на агентство, либо, и это не редкость, его услуги оплачиваются обеими сторонами сделки – не так это и дорого (поверьте, целыми днями стоять в очередях за разными справками удовольствия мало).
Казалось бы, да, все вполне логично и естественно: чем бегать самому, проще и надежней перепоручить это занятие агенту, тем более, что Вы покупаете не только его услугу, но и свое время. Тем не менее, тематические издания продолжают пестрить огромным количеством объявлений о сдаче или продаже недвижимости, раздувая газеты до толщины энциклопедий, а доски объявлений в Интернете до объемов Ленинской библиотеки и тем самым, создавая ложное впечатление, что недвижимость это просто, достаточно только найти и позвонить. На деле же оказывается все намного сложнее – прощай вечер перед телевизором.

Откуда дровишки?

Позвольте, справедливо возмутитесь Вы, неужели сдает и продает квартиры народа в несколько раз больше, чем продает компьютеры, пылесосы и машины вместе! Нет. Все дело в деньгах, а недвижимость это очень большие деньги и с ними лучше не шутить.
То, что 99% объявлений о сдаче или продаже недвижимого имущества исходят от посредников можете даже не пытаться оспаривать, да, были попытки создания информационных изданий, и печатных и электронных, но они либо захлебнулись оказавшись не в состоянии контролировать объемы информации выдаваемые посредниками, либо полузакрыто существуют в виде «клубов для своих» и их доля настолько мала, что это даже не «капля в море» - рассчитывать на нее, мягко говоря, глупо. Даже вездесущая «Из рук в руки» попытавшаяся 5 марта 2001 года отсечь объявления от посредников, введя для соответствующих рубрик обязательную проверку документов при подаче объявлений, сдалась. Сейчас все объявления для этих рубрик платные. Кстати, тем самым были отсечены вообще все объявления, поступавшие от собственников - смысл тратить деньги на объявление, если можно бесплатно позвонить в агентство. Их и до этого было мало, но они были.
Итак, имеем массу объявлений, все они (подчеркну – все) появились благодаря посреднику. Ну и Бог с ним, с посредником – смирились, лишь бы цена устраивала, а район был подходящий. Вот тут то и начинается самое интересное – цены, а так хочется «тихого семейного» куда за меньшие деньги. Ну что ж, раз хочется, значит, есть спрос, а раз есть спрос, значит, найдется и предложение. И предложение не заставит себя долго ждать незамедлительно нарисовавшись в виде неприметного объявления в газете «Продаю однушку за 9000» или листочка на автобусной остановке «Сдаю, недорого».
На долю вот таких, несущих псевдо информацию, объявлений, приходиться львиная доля всех message этой тематики. Они бросаются в глаза своей непосредственностью, не профессионализмом составления, рукописностью или яркой бумагой, ими оклеены все доски объявлений перед подъездами, столбы и остановки общественного транспорта, ну а про бумажные издания, принимающие объявления от частных лиц, вообще лучше промолчать. Правда, во всемирной паутине их мало – уровень IQ потенциальных клиентов не тот, плюс возможность немедленно проверить «кто таков» просто погуляв по риэлтерским сайтам, или пробив оставленный номер телефона на принадлежность к риэлтерской среде. Наверное, приятно, читая эти бумажки, все больше укрепляться во мнении, что все не так, как говорят в агентствах и вполне возможно снять квартиру с видом на Кремль за 100 долларов в месяц, или офис класса «А» по 1000 рублей за метр, да и покупать однокомнатную квартиру за 10 тысяч приятней, чем ее же но за 100. Так откуда же берутся такие объявления и, тем более, агенты-альтруисты за ними стоящие, что с задором и огоньком рассказывают про ужасную жадность всех остальных риэлтеров и свою «правильную» работу? И откуда у них средства, при такой безсеребренности, на столь объемные рекламные компании? Ответ на этот вопрос предельно прост – из кармана, причем не своего.
У любого работающего агентства недвижимости или частного маклера, как и любой фирмы, существует определенный перечень накладных, производственных и прочих расходов, в агентствах недвижимости львиная доля из них приходиться на обеспечение работы агента и сбор информации по предложению и спросу. Кажущиеся непомерными комиссионные обеспечивают прибыль, но отнюдь не в объемах рисуемых воображением арендатора платящего 100% месячной арендной платы. Теперь попробуем исключить из списка расходов самые «весомые» пункты: агента, а один агент может обеспечить обработку только определенного количества заказов и сбор информации – рекламу. Совсем рекламу, естественно, исключить нельзя, но ее можно сориентировать только на спрос или на предложение, тем самым сократив рекламные расходы, или вдвое увеличив объем, что и делается. Что до количества заказов, справиться с которым практически нереально даже крупному агентству, на открытие и продвижение которого уйдут десятки, если не сотни, тысяч долларов – не проблема, все равно никто их обрабатывать не собирается, главное получить деньги. А заказов вполне можно принимать и значительно больше, привлекая клиентов нереально низкими ценами на недвижимость и скромными комиссионными.

Lasciate ogne speranza, voi ch intrate

Да, да, да, именно «Оставь надежду всяк сюда входящий». По всей видимости, именно под таким девизом работает вся армия квартирных аферистов. Хотя, к сожалению, назвать большинство из них аферистами, вот так вот, прямо – аферист, нельзя – все схвачено. И свою «услугу» они оказывают, а то, что она, услуга, не приводит, да и не может привести, если уж быть совсем откровенным, к желаемому результату, так это «пардону просим» - не их дело, свое они выполнили. Деньги тоже уже получили, и, что самое главное, назад их не отдадут, причем четко следуя и букве Закона и пунктам договора.
Десятки газетных публикаций разошедшиеся миллионными тиражами, аналитические программы и ток шоу по самым центральным каналам телевидения – результат нулевой. Только крики «Безобразие! Примите меры!» все громче и горше, а безвозвратно потерянные суммы продолжают прирастать ноликами в конце, при этом оставаясь «в долларах США по текущему курсу».
Квартирные аферисты: «лохотронщики», «черные» маклеры (не путать с «частными маклерами»), «пастухи», «барабанщики», «приватизаторы», «очередники» и прочая, и прочая, и прочая. Список разновидностей можно продолжать еще очень и очень долго, но суть одна: получить с лоха деньги. Да и методики получения денег бесконечно разнообразны только на первый взгляд, а присмотреться получше – все они строятся на кирпичах желания получить что-то много лучшее за минимальные деньги плюс цемент уверенности «только не со мной». Были бы кирпичи, а в том что это происходит не с вами они вас убедят. В этом их задача и состоит, и они с ней, к сожалению, успешно справляются. Собственно, чтобы не пришлось потом кусать локти голося «Обманули! Куда смотрит ОБСЕ!», достаточно понять одну простую истину: все имеет свою РЕАЛЬНУЮ цену, и чем заманчивей предложение, тем с большей настороженностью надо к нему относиться. Но это отнюдь не означает, что надо подозревать всех и вся, достаточно вооружиться знанием методов и приемов аферистов, тем более что в недвижимости они и не очень то изобретательны.
Аферисты неистребимы, и не только квартирные, их здесь просто много больше из-за вращающихся в этом сегменте отношений сумм – где больше крутиться денег там больше и аферистов – старое правило.
В книге Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» сказано, что человек десять раз сказавший «да», на одиннадцатый вопрос не сможет ответить «нет». Аферисты это прекрасно знают и умело этим пользуются. Процесс обработки клиента выверен до мелочей, от первого телефонного звонка до получения денег. Каждая минута общения афериста с клиентом убеждает последнего, что все в порядке, заставляет его мысленно говорить «да» раз за разом, все больше расслабляет, отметая любые подозрения и уверяя в абсолютной порядочности и нормальности происходящего.
Невозможно с полной уверенностью сказать, что в данном случае абсолютно нормальная сделка, а это афера. Но можно свести к минимуму вероятность как самой встречи с аферистом так и ее неприятных последствий – обратиться к услугам агента. Комиссионные конечно не маленькие, но все же меньше теряемых сумм и приобретаемых неприятностей, да и берутся они не только за оформление сделки, но и за поиск.
15.06.03г.